Музей подводных лодок в Балаклаве

×

Содержание статьи:



Подземная база подводных лодок в Балаклаве также носила название «Секретный объект 825 ГТС». Название ГТС (аббревиатура от «Городская Телефонная Станция») было дано военной базе с целью конспирации, но по некоторым данным данная расшифровка является распространенным заблуждением, а на самом деле ГТС расшифровывается как «гидротехническое сооружение». Вторая расшифровка выглядит вполне логичной, ведь мало кто поверил бы, что телефонная станция находится внутри горы Таврос, а не на ней. Если быть совсем точными, то военных объектов в этом месте было два: объект ГТС 825 «Спец. цех с сухим доком и морским каналом по ремонту подводных лодок» и объект ГТС 820 «Ядерный арсенал».

Как добраться. График работы.

Музей работает ежедневно, без выходных с 09:00 до 17:00, попасть внутрь можно только в составе экскурсионных групп, которые по мере наполнения отправляются по маршруту. Цена входного билета - 150 рублей. Если Вы путешествуете на автомобиле, то необходимо приехать по адресу г. Севастополь, Балаклавский р-н., Таврическая набережная 22. Рядом с музеем есть небольшая парковка, где можно оставить машину. Для того, чтобы добраться общественным транспортом необходимо с автовокзала Севастополя на троллейбусе (маршруты № 17, 20) или маршрутном такси (17, 20-А, 26) доехать до конечной остановки «5-й километр», на этой остановке пересесть на автобус или маршрутное такси (№ 9, 94, 98, 99) и доехать до станции «Оболонь». От остановки «Оболонь» до пляжа курсирует электромобиль, на котором и можно добраться до музея, или пешком. Конечно путь с несколькими пересадками не очень удобный, но если хочется побывать в таком необычном музее, то придется мириться с неудобствами. Опять же, всегда есть самый простой способ добраться, но вместе с тем и самый дорогой - вызвать такси.

Описание

Подземный завод представлял собой комплекс подземных сооружений противоатомной защиты первой категории, которые должны были защитить не только от последствий атомного взрыва, но даже от прямого попадания бомбы мощностью 100 Килотонн.

Секретный объект размещался внутри горы Таврос и имел два основных выхода: один со стороны Балаклавской бухты - служил входом в канал (штольню), а с северной стороны находился выход в море. Оба выхода в случае необходимости перекрывались батопортом. Конечно же, все входы и выходы с завода были тщательно замаскированы, обнаружить их было практически невозможно. Помимо основных выходов завод также имел технологические, которые также были оборудованы автоматическими дверями, которые в случае угрозы атомной бомбы герметически закрывали помещения завода. На фото один из таких выходов с узкоколейной железной дорогой, по которой осуществлялась транспортировка боеприпасов. Сейчас это выход из музея.

Территория завода включала в себя подземный водный канал с сухим доком, склады, цеха для ремонта и другие помещения, такие как госпиталь, хлебопекарня, склады, запасы которых в случае ядерной атаки позволили бы автономно просуществовать 3 года.

Минно-торпедная часть и заводская паттерна

Одно из самых первых помещений, в которые попадают посетители во время экскурсии - минно-торпедная часть (МТЧ) и заводская паттерна.

Заводская паттерна - это большой транспортный коридор, который ведет к производственным помещениям. Длина коридора - 296 метров, ширина - 4 метра, высота 4,5 метра. Паттерна имеет специальное закругление определенного радиуса, которое специально предусмотрено для гашения ударной волны. Паттерна использовалась для транспортировки готовых торпед из МТЧ, а также доставки материалов и оборудования в производственные помещения. Кроме того, заводская паттерна была оборудована как убежище для личного состава в случае ядерного удара. Паттерна пересекается с малым транспортным коридором, по которому к водному каналу доставлялись подготовленные торпеды из минно-торпедной части.

Как мы уже писали чуть выше, в минно-торпедной части подготавливались и проверялись боеприпасы для подводных лодок. На рабочих участках МТЧ торпеды заполняли энергокомпонентами, проверяли электрические схемы мин и торпед, аппаратуру самонаведения и герметичность. Сейчас в этом помещении представлены образцы торпед, плавучих мин и другое вооружение.

История создания

Прежде чем мы отправимся в самую интересную на наш взгляд часть музея - сухой док, хотелось бы вернуться к истории создания Секретного объекта в Балаклаве. История советского секретного объекта началась в послевоенные годы. Последствия бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки заставили советское правительство всерьез задуматься о защите военных промышленных объектов СССР в случае ядерного удара.

В 1953 году Ленинградский проектный институт разработал и предоставил на подпись руководству страны проект Балаклавского защитного подземного завода. Предложенный проект лично рассмотрел и одобрил И.В. Сталин.

Уже в декабре 1953 года началось строительство уникального и единственного в своем роде подземного завода по ремонту и обслуживанию военных подводных лодок. Как и все стройки того времени, строительство Балаклавского завода шло ударными темпами без выходных и перерывов: три смены строителей сменяли друг друга, обеспечивая непрерывность процесса. Стройка велась поэтапно, как только заканчивалось строительство одного участка, вся документация изымалась, строители менялись, и новые рабочие начинали строить следующий кусок. По окончанию строительства вся документация была засекречена и передана в архивы.

В 1957 году Балаклава перестала быть самостоятельным городом и вошла в состав Севастополя, но стала не рядовым районом города, а особо секретным, въезд в который осуществлялся только по спецпропускам. При строительстве завода из горы Таврос было выкопано более 200 тысяч кубометров грунта. Грунт вывозился по узкоколейной железной дороге, которая прокладывалась по мере строительства, в музее Балаклавы в одном из выставочных залов можно увидеть породопогрузочные машины, с помощью которых и велось строительство.

Строительство было закончено в 1961 году. Всего за восемь с небольшим лет удалось построить уникальный подземный завод, который был призван не только обслуживать военные подводные и надводные корабли, но при необходимости и защитить от ядерного удара персонал суперсекретного военного объекта. Работу принимал Никита Хрущев, который предложил засеять все кукурузой отдать помещения завода виноделам. Но благодаря, руководству тогдашнего Военно-Морского Флота помещения все-таки использовались по прямому назначению - в 1961 году начал работу секретный «Объект 825 ГТС».

Подземный док в музее

Вернемся к осмотру музейных помещений и отправимся в подземный док, где непосредственно производился ремонт подводных лодок. Длина подземного канала, в котором одновременно могло находиться 7-9 подводных лодок, составляет 505 метров, ширина колеблется от 6 до 22 метров, высота от 6 до 8,5 метров. Помимо канала на заводе имелся так называемый сухой док: отгороженная часть канала длиной 102 метра и шириной 10 метров. Перед тем, как подводная лодка попадала в сухой док, его заполняли водой, выравнивая уровень воды в доке с уровнем воды в канале. После захода лодки воду из дока откачивали, и начинался непосредственный ремонт, который занимал от 2 до 6 недель. В среднем продолжительность ремонта одной подводной лодки составляла 3-4 недели.

Арсенал и шлюзовая камера.

Арсенал - ремонтно-техническая база (РТБ) по подготовке вооружения для кораблей и подводных лодок, а так же для ракетных береговых частей.

В арсенале, как не сложно догадаться, хранились боевые головные части для ракет и торпед, в том числе и ядерные. Кроме того в помещениях арсенала производились регламентные работы по обслуживанию и сборке готовых изделий. Арсенал условно делится на две части: локальную и техническую. В локальной части как раз и располагалось хранилище головных частей и зал для сборки изделий. Эта часть подземного завода в Балаклаве и была самой секретной его частью, доступ в помещения локальной зоны арсенала имели только расчеты, в состав которых входили исключительно мичманы и офицеры.

В технической зоне находились механизмы для обеспечения работы локальной зоны и автономной жизнедеятельности всего арсенала. Помимо двух зон к арсеналу относится также погрузочная площадка, на которой должна была производиться погрузка торпед на борт подводных лодок, которые в случае ядерного удара укрывались внутри секретного сооружения. В мирное время площадка использовалась только как тренировочная, погрузка боеприпасов производилась на причале. Между погрузочной площадкой и локальной зоной арсенала находится 304-метровая паттерна. Как и в коридорах МТЧ, здесь были проложены рейсы, по которым вручную перевозились тележки с торпедами. На каждой из развилок устанавливалась поворотная платформа, с помощью которой менялось направление движения.

Для защиты персонала секретного завода от поражающих факторов атомного взрыва в помещении арсенала была оборудована шлюзовая камера, которая состояла из противоатомных ворот с внешней стороны и защитно-герметичной двери с внутренней стороны. Двухстворчатые противоатомные ворота предназначались для перекрытия проема размером 3 на 2,8 метра и устойчивые к давлению 60кгс/кв.см.

Створки ворот были сварены из листовой стали и проката и заполнены бетоном марки М500. Вес каждой створки с таким бетонным наполнением составляет 10 тонн, толщина двери - 60 см. Защитная герметическая дверь также была изготовлена из листовой стали, а по периметру имела резиновую прокладку, которая и должна была обеспечить герметичность. Вес такой двери 480 кг.

В 2011 году в помещениях арсенала секретного завода в Балаклаве размещалась экспозиция «История становления и развития Военно-морских вооруженных сил Украины», где было представлено различное оборудование и вооружение. Например, здесь можно было увидеть верхний рубочный люк с подводной лодки 690 проекта и многое другое. Помимо музейной экспозиции можно осмотреть также кабинет-сейфы, в которых хранились запасные части, контрольно-измерительная аппаратура, специнструмент, необходимый для ремонта подводных лодок. Двери такого кабинета имеют толщину 18 см и весят более 300 кг.

Несмотря на всю свою уникальность, завод по ремонту подводных лодок в Балаклаве постепенно стал терять стратегическую мощь. Прежде всего, падение значимости произошло по причине того, что ВМФ СССР перешел на новые подводные лодки, которые по размерам и сложности существенно превосходили те, что мог обслуживать завод. Уже после распада СССР, в 1993 году подземный завод был закрыт.

В мае 1994 года Балаклавскую бухту покинула последняя подводная лодка и завод прекратил свое существование. В декабре 2002 года он перешел в ведение Центрального Музея Вооруженных Сил Украины, а в июне 2003 года Военно-морской музейный комплекс «Балаклава» открыл свои двери для туристов.


ЗАБРОНИРОВАТЬ ОТЕЛЬ

0 -0
Добавить отзыв

Комментарии

Написать комментарий     Читать все комментарии (0)

Нет комментариев

Ответ на комментарий

Отмена