Памятник затопленным кораблям в Севастополе

×

Содержание статьи:



Одним из самых известных исторических монументов в Севастополе, считается памятник затопленным кораблям, который изображен на городском гербе. А утонченная колонна с коринфской капителью и красивым бронзовым орлом красуется на искусственной скале, расположенной прямо в море, недалеко от Приморского бульвара, на трехметровом утесе. С 12 февраля 1969 года монумент изображен на гербе Севастополя, а с 12 апреля 2000 года и на флаге.

История

Война — эта всегда жертвы и не только человеческие. Сентябрь 1854 год. Экспедиционный корпус коалиции под Евпаторией. Англо-французская эскадра на рейде Севастополя. Чтобы защитить военно-морскую базу Черноморского флота и спасти, оборачивающуюся безнадежной, ситуацию для русской армии в Крыму адмиралом князем Александром Сергеевичем Меншиковым (1787 – 1869) было принято решение о затоплении наиболее устаревшей части военных кораблей на территории бухты.

Так семь кораблей: “Варна”, “Селафаил”, “Силистрия”, “Три Святителя”, “Уриил” (линейные) и “Сизополь”, “Флора” (фрегаты) – стали одной из первых крупных, хотя и бескровных жертв богу войны со стороны Черноморского флота России, уйдя в полночь 11 сентября на дно Севастопольской бухты по линии между Константиновской (на северной стороне) и Александровской (на южном берегу) батареями. Экипажи, снятые с этих судов, пополнили ряды гарнизона двенадцатью батальонами.

Крымская война не сбавляла оборотов, в то время как природа брала свое — зима 1854 – 1855 годов выдалась ветреной с чередующимися периодами оттепелей и похолоданий, и к февралю месяцу заграждение фарватера севастопольского залива из затопленных кораблей на столько ослабело, что потребовалась новая жертва богу морей. Ею стали следующие шесть кораблей в составе трех линейных (“Двенадцать апостолов”, “Ростислав”, “Святослав”) и трех фрегатов (“Кагул”, “Месемрия”, “Мидия”), второй ниткой протянувшиеся между Михайловской и Николаевской батареями.

На исходе же военных действий компании на крымской земле в конце августа 1955 года на дно Севастопольской бухты опустились последние корабли российского Черноморского флота: шесть линейных, пять бригов, корвет и фрегат (27 августа), а тремя днями позднее — затоплены последние пароходы.

Дальнейшие же развитие этой войны 1853 — 1856 годов продолжалось уже на политическом поприще. Но, не смотря на унизительные условия Парижского мира (18 марта), память о жертве, которую принесла Россия для защиты своих южных рубежей в Севастополе, на пороге пятидесятилетнего юбилея памятного события решено было увековечить памятником.

Существовало как минимум два первоначальных проекта создания памятника Затопленным кораблям — первый архитектора А.М. Вейзена при соавторстве инженеров Ф.Е. Еранцева и Г.Н. Долина, а второй — военного инженера О.И. Энберга при поддержке архитектора В.А. Фельдмана и скульптора А.И. Адамсона. Из них именно последний был одобрен Комитетом по восстановлению памятников Севастопольской обороны и торжественно открыт в канут полувекового юбилея даты затопления последних кораблей в акватории бухты в 1905 году.

Его первое официальное название было “Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями”. Но несмотря на письменное приказание великого князя Александра Михайловича (1866 — 1933) именовать памятник именно так, в народе официальное имя не прижилось и его по-прежнему называли “Памятник Затопленным кораблям.” А с приходом к власти Советов, народное название и вовсе получило статус официального.

Удачная конструкция уберегла его от разрушений во время севастопольского землетрясения 1927 года, и частично защитила в годы Второй мировой (1939 — 1945) от взрыва донной мины, хотя и были повреждены постамент да часть скульптуры.

Реставрационные работы были начаты 1951 году (восстановлен первоначальный вид), что бы уже не прекращаться, ведь природа берет свое, и под воздействием ее неумолимых стихий памятник без должного внимания может присоединится к тем, в честь кого воздвигнут, на дне Севастопольской бухты.

Архитектура

Первоначальный проект памятника Затопленным кораблям Оскара Ивановича Энберга 1901 года (1859 — 1937) предполагал использование в качестве основания квадратной в плане мраморной колонны, выходящей из морской пучины (месторасположение и фигурное изображение на вершине — идентичны ныне существующим).

Утвержденный к воплощению проект, доработанный в 1903 году архитектором Валентином Августовичем Фельдманом (1864 – 1928) — бронзовый двуглавый орел с лавровым венком и якорем в клюве на вершине колонны коринфского ордера высотой 16,6м соответствует нынешнему, с тем лишь отличием от существующего оригинала, что размещался не среди водной глади Севастопольской бухты, а на набережной.

На памятной табличке, реализованного Амандом Ивановичем Адамсоном (1855 – 1929) в нынешнем виде, Памятника Затопленным кораблям начертано: “В память кораблей, затопленных для заграждения входа на рейд” под картой месторасположения затопления с датами 1854 – 1855 по бокам, а на высоком обрамлении набережной крестообразно закреплены два якоря тех, что пошли на дно.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) на Ялтинском кольце свернуть на Балаклавское шоссе. По городу пр. Генерала Острякова – ул. Маршала Бирюзова – ул. Олега Кошевого – ул. 4-го бастиона — ул. Ленина до площади Нахимова. Затем пешком вдоль Приморского бульвара 5 – 10 минут, возле которого в акватории Севастопольской бухты памятник Затопленным кораблям.

Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы), откуда в центр города до площади Нахимова. Здесь начинается Приморский бульвар, огибающий Николаевский мыс, в водах севастопольской бухты возле которого находится памятник.

Адрес: г. Севастополь, Приморский бульвар.

Координаты для GPS: 44.61840, 33.52433. 

0 -0
Добавить отзыв

Комментарии

Написать комментарий     Читать все комментарии (0)

Нет комментариев

Ответ на комментарий

Отмена